Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

как обычно

Conf: рассуждение о государственном устройстве.

За помощь в формулировании и подталкивании рассказа в нужном направлении огромное спасибо mendkovich.

Началось все с: "Давай, я опишу как выглядит государство/государства в ойкумене, а ты мне поможешь понять, какой это государственный строй ;)"
----
После открытия новой звездной системы с жизнепригодной планетой государство (какая конкретно контора - хороший вопрос) объявляет тендер на колонизацию. Когда тендер кто-то выигрывает - начинается колонизация :)

Бывает так, что планета нафиг никому не сдалась и в тендере никто участвовать не собирается - тогда на планету забивают болт и заявляют "колонизируйте кто хотите, планета объявляется протекторатом". Почему так может произойти... удаленность от грузопотоков, система-тупик, скудные природные ресурсы, низкий класс жизнепригодности... причины - тысячи их.

Со временем протекторат может войти в государство как полноправная колония - со своим представителем в Сенате - зависит, как я понимаю, от экономического развития (экспорт). Развитые миры (колонии) могут иметь свое законодательство, уточняющее общегосударственную конституцию, но не могущее (по идее, идея частенько нарушается) отменять какие-то её статьи.

Планетой-колонией управляет мэр, должность эта выборная, но срок избрания обычно пожизненный, бывает даже, что пост переходит по наследству, особенно в мирах патриархальных, аграрных...

Аппарат управления на планете предлагает представителя от планеты в Сенат, жители планеты его выбирают (или не выбирают, зависит от локального законодательства). Должность сенатора также пожизненная (хотя сенатор точно так же может получить вотум недоверия и далее по процедуре).

Цель сенатора - представлять экономические интересы в планеты в Сенате. Обычно в звездной системе одна плотно населенная планета - и один сенатор, несколько сенаторов от зв.системы - таких систем буквально 3-4).

Никита: Как разграничивается властей планет и межпланетарных институтов (сенат и проч)? За что отвечают планеты (мэр и подчиненные ему структуры)? За что сенат и прочие?

Протектораты вправе присылать своего представителя в сенат, но таковой представитель обладает правом только совещательного голоса.

Из Сената выбираются тайным голосованием 8 сенаторов (один их них получает 2 голоса и является спикером), еще 8 (?) человек представляют различные министерства.

В целом Сенат занимается распределением финансовых потоков глобально, Сенат разрабатывает законы, вынося их на суд Верховного Совета, тот их обсуждает с представителями министерств и либо выносит на общее голосование в Сенате, либо принимает их сам.

Мэр и администрация планеты следит за выполнением местных законов, экономикой планеты (распоряжаясь выделенными дотациями - если они есть), занимается налогами, вопросами экспорта, импорта...
Естественно судебными и правоохранительными задачами.

Никита: Т.е. в нормальной ситуации большинство налогов идет в центр, а оттуда распределяется по планетам? Что такое Верховный совет? Какие бывают статусы у планет (протектораты и?)? Чем отличаются между собой?

Верховный Совет - это группа лиц - 7 сенаторов, спикер сената и представители 8 министерств: Адмиралтейство, Совет Колонизации, Министерство Экономики и Торговли, Миобрнауки, Минздрав, Институт Ментальной Безопасности, МВД, Министрество Связи.

Никита: Откуда он берется? Как выбирается? Как связан с сенатом и правительством? Это нижняя палата или что?

Сенат - скорее нижняя палата, В.С. - верхняя.
Идея такова: Из всего сената (возможно, включая представителей протекторатов) сенаторы выбирают тайным голосованием 7 человек (спикер выбирается ранее - он входит в В.С. по умолчанию).
Кроме того, Министерства представляют на выборы 1-3 кандидатуры, из которых Сенат опять же выбирает представителей Министерств. (Но, подозреваю, чаще всего представители Министерств из одного состава В.С. в следующий переходят без участия в выборах - специалист на своем месте? своем. Справляется? великолепно. Компетентен? Очень даже. Нахрена переизбирать? Чтобы еще полгода врубался в то, что происходит? )

Походу получается, что это видимость демократии, а власть представителей министерств более весома :)

Никита: т.е. ВС = Совет министров?

Совет Министров + спикер + 7 сенаторов, как правило, из наиболее развитых миров.
Спикер, я так понимаю, озвучивает...ээ... озвучивает =)
В.С. избирается раз в ... 6-8 лет наверное. Вот тут не уверен, 4 года - это по моему слишком часто :)
Не исключено, что процедура переизбрания В.С. - не обязательна, а инициируется в Сенате большинством голосов, когда какое-то большинство начинает считать, что "они, гады, не туда рулят" :)

Никита: Понял. Верховный совет исполнительная власть. Сенат законодательная. Замечательно.

Теперь о статусе планет:

В ойкумене на данный момент есть 4 типа планет:

1) полноправная колония, имеющая представителя в Сенате, активно участвующая в политической, экономической и научной жизни государства (туризм туда же, к экономике).

2) "протекторат" (название неудачное, пожалуй) - колония, но имеющая представителя с правом лишь совещательного голоса (или вообще его не имеющего - это допустимо), участвующая в экономической жизни, но ниже определенной мм.. границы. Недоколония.

Вот какова эта граница - мне сформулировать сложно... потому что скажем, зв.система Солярис - "планета-университет", но занимается она экспортом-импортом мозгов, а продукты питания или руды не экспортирует. Тем не менее сенатора своего иметь по всем понятиям должна.
А какая-нибудь зачуханная Земля (колыбель цивилизации же) - сенатора вполне может и не иметь - потому что славна в основном туризмом и вялым экспортом продуктов питания.

Граница, по ходу, по численности населения, на что-нибудь там умноженной, и на что-нибудь поделенной (по итогам: типа дохода на душу населения).

3) суверенные государства в составе ... - таковых несколько. Полностью суверенные государства - со своим правительством, армией (часто игрушечной), законодательством. В одних случаях существование таких государств - казус, в других - политический момент :)

Таковые автономии : "Великая Германская Империя", "Великая Солнечная Империя" (неправильные эльфы), "Лордаэронская республика" (правильные эльфы), Великое Княжество Китежское, Межзвездная Монархия (королевство Печального Короля Билли - если читал Гиперион), Священная Британская Империя (язвительный поклон в сторону Code Geass), Империя Восходящего Солнца (планета Киото).

4) Сан-Лоренцо или планеты-тупики - которые вообще нафиг никому не уперлись и колонизируются по принципу "Вась, а давай полетим на Аргостолион, там земля ничего не стоит. Построим там ферму, будем жить-поживать..."

Я так понимаю - если какая-то крупная компания/корпорация берет тендер на колонизацию планеты - та получает статус сначала Протектората, а потом Колонии - по достижению какого-то уровня экономического развития.

Никита: Статус планеты определяют при колонизации? А какова процедура его изменения? Как получилось, что у Земли нет сенатора? если она никогда не была колонизирована. Кто это определяет? Что он достаточен. ВС?

Мм... Я думаю, в методиках расчета этого показателя компетентен Совет Колонизации (или Министерство Колонизации), представитель которого есть в В.С. в вики: "Совет Колонизации", там чуть подробнее.

Никита: Понятно. Т.е. совет колонизации решает, когда планета имеет право слать сенатора в столицу. Отлично. Государства в сенате представлены или они - сами по себе?

Суверенные государства в Сенате представлены лишь наблюдателями. Думаю, этим наблюдателям дозволено высказывать свое мнение, но не более.

Да и представители эти бывают разными - одно дело представитель совершенно кукольной Межзвездной Монархии, а другое дело - представитель ВГИ, крупнейшего поставщика военных кораблей.

Никита: Т.е. они вообще независимы от ВС де-юре.

де-юре да, часто и де-факто независимы (ВГИ, Китеж), а кто-то без туризма прожить не сможет.

Никита: Какова процедура отстранения от власти мэров колоний и протекторатов? Каковы права ВС и его чиновников там?

По поводу перехода планеты из статуса №4 (тупик) в статус №2 (протекторат) - опять же численность населения и экономическое развитие, но тут уже В.С. не при чем :) Нет, планета-тупичок может конечно нагло прислать своего представителя в Сенат, но скорее всего в него будут тыкать пальцем :) Вот еще, явился тут в своих сапогах, все навозом провонял, а туда же, в политику лезет, ковбой необразованный.
Так как он не является представителем КОЛОНИИ (статус №1) - нет, права голоса не будет.
Отличие протектората/тупичка от колонии в том, что представители колонии имеют право голоса в Сенате.

Никита: Хорошо. Что с правами исполнительной власти? В.С. может снять/арестовать мэра колонии?  Какова процедура отстранения от власти мэров колоний и протекторатов?

Какой интересный вопрос... я думаю, она зависит от местного законодательства.
То есть на разных планетах процедура избрания и переизбрания мэра может быть разной. Где-то его переизбирают раз в 4 года, где-то должность пожизненная, где-то мэром является хмырь, избираемый Палатой Нобилей (например, Новая Франция) явно.

> ВС может снять/арестовать мэра колонии?

Не знаю :( Можешь пояснить последствия того или иного варианта?

Никита: Последствия ключевые. Если нет, то мэр может посылать ВС довольно далеко и прямых рычагов воздействия на него нет. Если имеет, то вопрос какова процедура.
ВС указом лишает его должности назначает новые выборы (как в реальной России)? только через суд?
Поправка. В США в принципе федеральные органы власти, в принципе, могут спокойно арестовать губернатора. Если дело относится к числу федеральных, то и судить его будет федеральный суд.


Я думаю так: инициатива переизбрания мэра может исходить как от сенатора от планеты (но это редко), от какой-то группы сенаторов или от КСБ/суда. Такая инициатива может возникнуть и внутри В.С., но это должно что-то тааакое случится у мэра... разница в уровнях).

В.С. голосованием принимает решение о судьбе мэра, выносит решение (по ходу, отстранение сопутствует расследованию на уровне КСБ и суду) и уведомляет о нем Сенат.

Сенат может инициировать обратную процедуру (мол, не верим мы вам, чё это вы хорошего человека тут третируете?), а может и не инициировать.

Это касается Колоний, по части протекторатов - вряд ли даже Сенат будут уведомлять, так, в ежедневном бюллетене напишут "согласно решению №... от ... отстранен от должность мэр планеты ...".

КСБ - привычное мне наименование, означает "Конфедеративная служба безопасности", хотя это скорее всего не конфедерация ;) На просто СБ у меня другие ассоциации, на ФСБ - совсем другие... не КГБ же называть, ага ;) так что пускай аббревиатура так пока и остается.

Выводы:

Никита: Значит у нас смешанная административная система. Частично режим федерации с широкой автономией регионов, частично унитарный режим. Фактически это создает двухуровневое гражданство: колоний и протекций&тупиков. Колониальные граждане явно "правее", поскольку имеют представительство в парламенте. Фактически - они дикутуют волю всему остальному населению державы.
Чем-то похоже на колониальную систему Британии.


Экономика рыночная?

Последние лет 50-70 - да.
В самом начале эпохи колонизации государственный строй был скорее военный коммунизм - жесткое централизованное управление, никакого Сената, технократия, узкий круг лиц решал - что, как, когда колонизируем. По мере расширения границ - и увеличения численности населения - стали появляться и частные компании, и, позже, крупные компании, кооперативы, корпорации..

Никита: Ситуацию понял. Она вполне логична.

Когда государство стало больше 15 звездных систем - тотально все это контролировать стало сложно и возникла скорее всего необходимость мягко менять государственный строй. Возможно,мягко не получилось. Наверняка был какой-то крупный вооруженный конфликт.

Никита: У нас форма правления - олигархия, скорее всего. Привилегированное сословие, имеющее в основе буржуазию, - установило полуколониальную имперскую систему. На некоторых планетах-колониях - уровень свобод повыше, но в комплексе перед нами федеративно-колониальное государство.

Должны быть развитые силовые структуры. В общем, у нас нормальная олигархическая диктатура.
В меру мрачная ))